Видеолента "Памяти морякам-балтийцам, бесстрашному экипажу эсминца "Гордый", павшим в годы Великой Отечественной Войны при защите Ленинграда, посвящается".
Ссылка: https://vk.com/video-193024540_456239017 |
Музей школы награжден Памятной медалью
![]() |
Ведмицкая Александра Ивановна
заведующая музеем, педагог дополнительного образования
контактный телефон: 8 (812) 417-38-35
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
|
Память товарищей, погибших в боях, дороги как самим ветеранам и их родственникам, так и обучающимся. Музей создавался по крупицам не одним поколением учеников. Помог Совет ветеранов эскадры при Центральном Военно-Морском музее, собрав фотографии всего экипажа "Гордого" и подготовив фотоальбом о боевой деятельности корабля. Вырезки из газет и военных листовок, бережно сохраненные родственниками и сослуживцами погибших моряков-балтийцев, рассказали об испытаниях и гибели миноносца. Многие экспонаты сделаны руками оставшихся в живых гордовцев, учителей и обучающихся школы. Музей школы № 436 "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" решением Муниципального Совета муниципального образования город Ломоносов от 30.01.2014 г. № 511 награжден памятным знаком "Ломоносов - Город воинской славы".Ежегодно школьный музей посещают ветераны, обучающиеся школ и воспитанники дошкольных образовательных учреждений Ломоносова, Петергофа, Санкт-Петербурга.
Паспорт музея (ознакомиться)
Положение о школьном музее "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" (ознакомиться)
Положение о совете школьного музея "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" (ознакомиться)
План работы Совета музея "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 436 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Е.Б. Ефета на 2021-2022 учебный год (ознакомиться)
По итогам Акции "Не забыты их имена", проходившей в школе, обучающимися 5-11 классов созданы презентации о гордовцах. Презентация "Школьный музей "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" используется педагогами школы для проведения Уроков Мужества и классных часов. (ознакомиться)
Наши достижения
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Музей школы № 436 «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый» получил почетное право стать членом Ассоциации военно-морских музеев МО РФ. Теперь значительно расширилась сфера профессионального общения и возрос потенциал музея: многие петербургские школьники узнают о «Гордом» и его подвиге. Также наш музей в очень скором времени ждет гостей из других городов, таких как Севастополь, Ростов, Балтийск.
ПРОРЫВ СКВОЗЬ СМЕРТЬ
30 августа 2021 года исполнилось 80 лет с момента завершения «Таллинского перехода» — операции по эвакуации Балтийского флота, 10-го стрелкового корпуса, других бойцов Красной армии, раненых и беженцев из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Он явился завершением обороны эстонской столицы, проходившей с 23 июля по 27 августа. Таллин вместе обороняли русские и эстонцы, отряды моряков и народного ополчения.
В конце августа 1941 года отечественный военно-морской флот пережил один из самых трагических эпизодов в своей истории. Оценка его разнится, по сей день: кто-то сопоставляет его с Цусимой и видит в нём ошибки руководителей, кто-то считает примером огромного мужества и стойкости моряков.
К началу Великой Отечественной войны главной базой флота являлась столица Советской Эстонии — Таллин. К обороне этого города Красная армия не готовилась, поскольку он находился далеко от границы и появления у него противника советское командование не допускало. Но уже в первые недели войны положение частей Красной армии в Прибалтике стало крайне тяжёлым. 9 июля 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, что в 60 километрах южнее Таллина. Наступление гитлеровцев удалось остановить, но угроза для Таллина сохранялась. Уже тогда командование флота выступило с предложением начать эвакуацию промышленных предприятий и кораблей. Но эта инициатива была отвергнута — советское верховное командование было уверено, что Таллин удастся удержать.
26 августа стало ясно, что Таллин не отстоять. Фашисты прорвали внешний оборонительный рубеж и стали пробиваться к Таллинскому порту. Только тогда было получено запоздалое разрешение от Ставки оставить Таллин. Эвакуация проводилась уже под обстрелом немецких батарей и ударов немецкой авиации.
Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Отряду главных сил ставилась задача прикрытия первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия — защищать второй и третий конвои от острова Кери до острова Вайндло. Арьергарду — прикрывать с тыла третий и четвёртый конвои. В составе четырёх конвоев находились 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения, а ещё 51 корабль и судно, участвующие в переходе. Отряд главных сил возглавлял новейший советский крейсер «Киров», на котором Таллин покидал не только командующий вице-адмирал Трибуц и всё руководство флота, но и члены правительства Эстонии. Кроме того, на «Кирове» вывозились ценности Госбанка Эстонской ССР.
Всего из Таллина в поход 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов. Общее число людей на кораблях флота оценивается от 25 до 42 тысяч человек. Помимо моряков и военнослужащих, из Таллина эвакуировалось более 10 000 гражданских лиц.
Боевые корабли, а также транспортники под непрерывным артиллерийским огнём, постоянным прицелом бомбардировщиков, вышли из Таллина и встали на внешнем рейде, однако не смогли продолжить движение из-за присутствующей на море штормовой погоды. Только во второй половине дня погода начала улучшаться, и корабли начали перестроение в боевой порядок. Эсминец «Гордый» находился в боевом охранении крейсера «Киров». В своей книге «Балтийцы вступают в бой» адмирал В.Ф. Трибуц, командовавший в годы войны Краснознаменным Балтийским флотом и находившийся в это время на крейсере «Киров», так описывает трагические события того времени:
«Около восьми часов вечера, шедшая строго в кильватер крейсеру подводная лодка «С-5» с командиром соединения капитаном I ранга Н.П. Египко на борту, взорвалась и в считанные секунды исчезла под водой.
Через короткое время новая беда в отряде главных сил: подорвался эскадренный миноносец «Гордый». Гитлеровские самолеты 26 раз атаковали эсминец, но он отбил все атаки. На корабле были уже убитые и раненые. В 20 часов 36 минут почти у самого борта взорвалась мина. Взрыв был такой силы, что все находящиеся на мостике упали. Часть механизмов вышла из строя, заклинило руль, и корабль повело влево. Вспыхнул пожар в котельном отделении, совало шлюпки, разошлись швы обшивки. Казалось, «Гордый» обречен на гибель.
Командир эсминца капитан 3 ранга Ефет в такой чрезвычайно сложной обстановке принял все меры для спасения корабля. Не желая рисковать всем экипажем, он приказал остаться на корабле командирам боевых частей, групп и батарей, всем артиллеристам, старшинам и санитарам, остальным перейти на подошедший тральщик.
На долю 45 оставшихся членов экипажа достались тяжелейшие испытания. Почти двое суток эти мужественные люди вели борьбу за жизнь корабля. Отражая не прекращавшиеся атаки самолетов врага, они расстреляли весь боеприпас. На «Гордый» было сброшено 267 бомб, но ни одна из них не достигла цели. Корабль спасли мужество и стойкость экипажа, и воля его командира».
К вечеру 29 августа корабли флота дошли до Кронштадта и были сосредоточены, в основном, в его гаванях и рейдах. Тяжелораненые сразу же были отправлены в госпиталь, среди них был комиссар «Гордого» Носиков П.С.
Погибших: старшего помощника командира корабля капитан-лейтенанта Красницкого Е.П., краснофлотцев – Меркушина В.Е., Немчикова П.А., Семенова В.В. похоронили с почестями в Кронштадте на гарнизонном кладбище.
«Прорыв сквозь смерть» - так вошла в историю эта военная операция. Таллинский прорыв по количеству жертв является крупнейшей трагедией русского флота.
В ходе Таллинского прорыва Балтийский флот потерял 19 боевых кораблей, включая 5 эсминцев и 2 подводные лодки, а также 18 транспортов и 25 вспомогательных судов.
Во время перехода на минах погибли следующие корабли: тральщики «Барометр» и «Краб», подводные лодки «Щ-301» и «С-5», эсминцы «Калинин», «Володарский», «Скорый», «Артём», «Яков Свердлов», сторожевые корабли «Циклон» и «Снег».
Данные о людских потерях весьма существенно расходятся. На мемориальной доске в память погибших участников Таллинского перехода указано 10 903 погибших. По данным исследователя Радия Зубкова, погибло 15 111 человек. Общее количество тех, кто добрался до Кронштадта, колеблется от 16 до 27 тысяч человек.
В то же время нужно признать, что в труднейших условиях командующему флотом удалось привести в Кронштадт большинство кораблей флота и спасти большинство людей. Приказ Гитлера о недопущении прорыва сил Балтийского флота из Таллина немецко-финским подразделениям выполнить не удалось. Несмотря на потери, Балтийский флот сохранил свою боеспособность.
Таллинский прорыв - это эвакуация из города в августе - сентябре 1941-го на кораблях и судах войск, оборонявших Таллин, части его гражданского населения, а также вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт корабельного боевого ядра флота. В ходе прорыва флоту пришлось преодолеть ожесточённое противодействие врага, понеся при этом большие потери в людях, кораблях и судах, но сумев доставить в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 64% людей и 72% кораблей и судов, вышедших из Таллина. Спасение 16 тысяч человек с погибших кораблей и судов и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11 тысяч спасённых - бессмерт¬ный подвиг моряков-балтийцев.
«Вспомним всех поименно!
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым.
Это нужно живым»
Из хроники событий: август 1941 года.
В зоне плотного минирования, куда корабли флота подошли к наступлению ночи, не проводилась предварительная разведка. В результате два тральщика подорвались на минах и затонули, ещё два были серьёзно повреждены. Корабли стали гибнуть один за одним. Подорвались на минах и пошли на дно эсминцы «Яков Свердлов» и «Скорый», эсминцы «Гордый» и «Славный» получили тяжёлые повреждения. Арьергард, следовавший вообще без тральщиков, понёс особенно тяжёлые потери.
Привет из 1941-го. Воспоминания участника Таллинского прорыва
«Началось действительно нечто страшное, многие по-разному встречали свою близкую смерть: на тонувших судах во время Таллинского прорыва некоторые люди сходили с ума, другие провозглашали здравицу Сталину, третьи — пели “Интернационал”, а некоторые прямо на глазах становились совершенно седыми, кто-то прощался с жизнью при помощи оружия, некоторые молили Всевышнего о спасении и т.д. Не знаю, наверное, было и такое, но что запомнилось мне, так это невообразимый хаос на палубе, где все, что могло скатываться и валиться, сыпалось сверху вниз, а люди хватались друг за друга и за все, за что можно было ухватиться, в надежде спастись. О тех, кто находился в трюмах (вечная им память!), а было их большинство, и подумать страшно: все они оказались в братской могиле на дне седой Балтики, а их родные получили впоследствии страшное жуткое казенное сообщение: “Погиб безвестно”».
Первоклассники впервые в школьном музее
Очень интересно, всё то, что неизвестно! Эти слова могут быть лозунгом каждого дня первоклассника. В школе есть много уголков и кабинетов, где они ещё не бывали и где их ждёт много интересного и занимательного. Например, школьный музей «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый» после посещения которого, с 20 по 23 сентября 2021 года у обучающихся 1-х классов осталось много впечатлений и положительных эмоций.
Ребятам всё здесь было интересно, они сразу принялись рассматривать экспонаты. Но когда заведующая музеем Ведмицкая А.И. начала беседу, их внимание переключилось на рассказ о моряках-балтийцах, которые защищали Ленинград от фашистов во время Великой Отечественной войны. Александра Ивановна смогла заинтересовать малышей и преподнести в доступный форме большой объём информации. Особое и пристальное внимание было уделено экспозиции, посвящённой Е.Б. Ефету, командиру э/м «Гордый», имя которого носит наша школа. Ребята интересовались наградами гордовцев, первый раз увидели фронтовые письма-треугольники, внимательно рассматривали фотографии и портреты.
Дети пришли к выводу, что подвиги совершают не «чудо-богатыри», а обыкновенные люди, которые любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь. Ребята покинули музей с чувством гордости за свою школу, нашу Родину и желанием приумножить её славу. И хотя пока они изучают только «Азбуку», у них ещё все впереди!
День Памяти
15 ноября 2021 года в школе № 436 прошел День Памяти, посвященный трагическим событиям Великой Отечественной войны, морякам-балтийцам, защищавшим Ленинград во время Великой Отечественной войны.
14 ноября 1941 года в волнах холодной Балтики, выполняя боевое задание, погиб эскадренный миноносец «Гордый», имя которого носит наш школьный музей.
В ходе подготовки ко Дню Памяти в школе № 436 среди детей, родителей и педагогов был проведен творческий конкурс «Корабли моего детства». Конкурсные работы были авторскими и предоставлены в виде рисунков, коллажей, поделок кораблей, рассказывающих о действиях Балтийского флота в военное время, Балтийском флоте в наши дни, его трудовые будни и праздники. Лучшие работы представлены в школьном музее.
В классных коллективах прошли классные часы «Эскадренный миноносец «Гордый. История, герои, судьбы», « Боевой командир Е.Б. Ефет», совершены экскурсии в виртуальный музей. Учащиеся 2-х, 5б классов посетили школьный музей, посмотрели выставку лучших детских работ, победителей творческого конкурса «Корабли моего детства».
Победителями конкурса стали:
1а класс – Созонова Злата, Тарлыков Александр, Макиенко Иван в номинации «Поделки кораблей», классный руководитель Букатикова Л.С.
4а класс – Янушко Илья в номинации «Рисунок», классный руководитель Зерцалова Н.А.
5а класс – Торшина Юлия в номинации «Рисунок», классный руководитель Осадчая Н.Н.
5б класс – Манькова Диана в номинации «Рисунок», классный руководитель Доценко Е.О.
6б класс – Сидорова Варвара в номинации «Коллаж», классный руководитель Шульжик Е.В.
6в класс – Кондратьева Анастасия в номинации «Поделки кораблей», классный руководитель Малеваная И.В.
7а класс – Тихонов Александр в номинации «Поделки кораблей», классный руководитель
Амерханова М.Н.
7б класс – Суслин Даниил в номинации «Диорама», классный руководитель Ерюшева Н.А.
10 класс – Попова Дарья в номинации «Рисунок», классный руководитель Лещенко Л.Ю.
В память о погибших моряках-гордовцах была объявлена минута молчания.
К Памятному знаку эсминца «Гордый» возложены живые цветы.
Руководитель музея «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый»
Ведмицкая А.И.
Конурс "Героям Отечества – Слава!"
С 27 сентября по 29 октября 2021 года во исполнении: плана мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2021 - 2022 год, плана массовых мероприятий Комитета по образованию Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год, на базе ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» прошел районный этап городского межведомственного детско-юношеского творческого конкурса «Героям Отечества – Слава!» среди обучающихся и участников Российского движения школьников образовательных организаций Петродворцового района Санкт-Петербурга, посвященный Дню Героев Отечества. Целью данного Конкурса явилось нравственно-эстетическое патриотического воспитание подрастающего поколения, приобщение молодого поколения к героическому прошлому страны и сохранению памяти о доблестном прошлом своего Отечества.
В конкурсе приняли участие обучающиеся образовательных учреждений Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Общее количество учреждений, принявших участие в конкурсе – 27 учреждений.
Общее количество детей, принявших участие в конкурсе – 174 человека.
Номинации:
Номинация 1. Видео-работа «Посвящение Герою» - 68 человек
Номинация 2. Рисунок «Герои Отечества» - 58 человек
Номинация 3. Видеоролик по темам: «Я живу на улице героя», «В моей школе учился герой», «Моя школа носит имя героя», «Герои Отечества – наши земляки» - 48 человек.
Одной из победителей конкурса стала обучающаяся 7А класса школы № 436 Юрова Дарья, экскурсовод школьного музея «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый».
Поздравляем Дашу с успешным участием в конкурсе и желаем дальнейших творческих успехов!
Итоги акции «Ждем друзей к себе в музей»
В рамках смотра-конкурса постоянных музейных экспозиций в государственных образовательных учреждениях Петродворцового района Санкт-Петербурга в январе-феврале 2022 года прошла акция «Ждем друзей к себе в музей».
В связи со сложившейся эпидемической ситуацией акция проходила в социальной сети ВКонтакте, группах ДДТ Петродворцового района и Краеведческого музея г. Ломоносова.
В рамках акции прошли следующие мероприятия:
- конкурс рекламных плакатов (баннеров) музеев ОУ;
- конкурс ответов на вопросы;
- дистанционные игровые экскурсии для учащихся;
- творческие проекты руководителей и членов активов музеев и залов ОУ.
В течение месяца публиковались вопросы и задания от школьных музеев Петродворцового района. Педагогам школ высылались материалы, позволяющие ознакомиться с музейными экспозициями дистанционно.
Акция «Ждем друзей к себе в музей» завершилась. Благодарим всех, кто принял в ней участие и поздравляем победителей!
Победителем конкурса рекламных плакатов (баннеров) стала Сидорова Варвара, учащаяся 6Б класса ГБОУ СОШ №436 им. Е.Б. Ефета, получила ценный приз от Краеведческого музея г. Ломоносова – настенные часы.
Призером в викторине стала Шевко Кристина, учащаяся 7А класса ГБОУ СОШ №436 им. Е.Б. Ефета, которая получила также приз от Краеведческого музея – футболку с эмблемой музея.
Школа № 436 приняла участие в межрегиональном форуме "Земля Героев" для образовательных учреждений Городов воинской славы.
Учредитель Форума - администрация Колпинского района Санкт-Петербурга. Соучредители - Министерство образования Архангельской области, Министерство образования Новгородской области, муниципальное образование город Ломоносов, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Псковской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1286».
Для участия в конкурсе Форума для учащихся 5-11 классов «Виртуальная экскурсия по школьному музею» была представлена экскурсия "Эскадренный миноносец "Гордый". Боевой командир Е.Б. Ефет". По результатам конкурса ученица 7б класса Юрова Дарья награждена Дипломом I степени, коллектив школы – Благодарностью.
Сохраняем память наших героев
Виртуальная тематическая экскурсия «Сохраняем память наших героев», посвященная 77 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (ознакомиться).
Акция "Наследники Победы"
5-6 мая мая 2022 года в школе №436 прошла акция «Наследники Победы», посвященная Дню Победы.
В канун этого замечательного праздника учащиеся 1-10 классов выпустили стенгазеты о пионерах-героях Великой Отечественной войны.
Учащиеся начальных классов возложили цветы к памятному якорю у здания школы в знак уважения памяти павших за мир, почтили память погибших в войну минутой молчания.
Члены Совета школьного музея Шевко Кристина и Юрова Дарья, учащиеся 8а класса: Смирнова Алена, Пак Татьяна, Парасенко Елизавета, Веселова Дарья, Мурыгина Дарья, Гусакова Ксения - приняли участие в митинге на Аллее гордовцев, куда были приглашены родственники моряков экипажа эсминца «Гордый». Ученик 5Б класса Артем Татаев исполнил песню «Сигнальщики-горнисты» в знак верности молодого поколения заветам отстоявших мир бойцов.
Видеоролик акции (ознакомиться)
Сценарии и методические разработки
Сценарий мероприятия "Корабли моего детства" (ознакомиться)
Презентация проекта "Корабли моего детства" (ознакомиться)
Виртуальный рассказ "Гордый" и его экипаж в годы Великой Отечественной войны (Фёдор Тулин, 6а класс) (ознакомиться)
Виртуальный музей
В рамках участия в конкурсе дистанционных проектов "Я познаю мир" был реализован проект "Мирные дни и боевой путь эсминца «Гордый» и его экипажа". Работа была выполнена в формате виртуального музея.
Ознакомиться с проектом можно по адресу в сети интернет: https://sites.google.com/eu436spb.ru/museum