Школьный музей
8 мая 1972 года в средней школе № 6 был основан музей
Боевого пути эскадренного миноносца "Гордый"
 
Видеолента "Памяти морякам-балтийцам, бесстрашному экипажу эсминца "Гордый", павшим в годы Великой Отечественной Войны при защите Ленинграда, посвящается".
Ссылка: https://vk.com/video-193024540_456239017
 

 Музей школы награжден Памятной медалью

В связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и за сохранение памяти о подвиге советского народа, тяжелых испытаниях и трудностях в годы Великой Отечественной войны, музей «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый» ГБОУ СОШ № 436 награжден Памятной медалью «75 лет Великой Победы».
Памятная медаль является неправительственной общественной наградой. Весте с медалью школе вручено удостоверение установленного образца.

111Медаль page 0001

 

Заведующий музеем
111аи 1 
Ведмицкая Александра Ивановна
заведующая музеем, педагог дополнительного образования
контактный телефон: 8 (812) 417-38-35
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Инициатором создания музея стала вдова командира корабля В.И. Ефет и первый директор школы Мочалова Л.А. Музеем руководит Ведмицкая Александра Ивановна.
В течение многих лет школа бережно хранит и развивает сложившиеся военно-патриотические традиции: встречи с ветеранами, родственниками гордовцев, массовые мероприятия, конкурсы, поисковая и краеведческая деятельность. Школьный музей Боевой Славы отмечен как лучший среди военно-морских музеев учебных заведений Санкт-Петербуга и Ленинградской области. При входе в школу установлена памятная доска эсминца "Гордый" и якорь, символизирующий все корабли, затонувшие в годы войны на Балтике.

 musei2                                                           musei17 

Память товарищей, погибших в боях, дороги как самим ветеранам и их родственникам, так и обучающимся. Музей создавался по крупицам не одним поколением учеников. Помог Совет ветеранов эскадры при Центральном Военно-Морском музее, собрав фотографии всего экипажа "Гордого" и подготовив фотоальбом о боевой деятельности корабля. Вырезки из газет и военных листовок, бережно сохраненные родственниками и сослуживцами погибших моряков-балтийцев, рассказали об испытаниях и гибели миноносца. Многие экспонаты сделаны руками оставшихся в живых гордовцев, учителей и обучающихся школы. Музей школы № 436  "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" решением Муниципального Совета муниципального образования город Ломоносов от 30.01.2014 г. № 511  награжден памятным знаком "Ломоносов - Город воинской славы".Ежегодно школьный музей посещают ветераны, обучающиеся школ и воспитанники дошкольных образовательных учреждений Ломоносова, Петергофа, Санкт-Петербурга.

musei22                                                            musei23                       

 

Паспорт музея (ознакомиться)

Положение о школьном музее "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" (ознакомиться)

Положение о совете школьного музея "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" (ознакомиться)

План работы Совета музея "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 436 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год (ознакомиться)

По итогам Акции "Не забыты их имена", проходившей в школе, обучающимися 5-11 классов  созданы презентации о гордовцах. Презентация "Школьный музей "Боевой путь эскадренного миноносца "Гордый" используется педагогами школы для проведения Уроков Мужества и классных часов. (ознакомиться)свидетельство

 

Наши достижения

                                                                                                                                                                                                                                 
2017-03-03 09-45-53 0170 Музей0002 Музей0001
Музей0003  

2017-04-05 11-57-55 0197

 2017-04-05 11-58-31 0198
 2017-04-05 11-59-18 0199  01 0002  

01 0003

 Диплом Марзуева О

01 0001

 сертификат о вступлении в ассоциацию
 2018 03 01 09 53 05 0279 2018 02 26 13 38 59 0278  2018 03 01 09 54 01 0280
 Грамота Ведмицкой А 2018 03 01 10 03 55 0281  Грамота Совету музея
20191030 20191126 20191126 1
20191210 20200528 Благодарность Ведмицкой А 2019 2020 0040
2019 2020 0041 2019 2020 0042 2019 2020 0043
20200603 Благодарность Untitled.FR12 0001 Untitled.FR12 0002
Untitled.FR12 0003 Untitled.FR12 0004 20210512
Ведмицкая 20210607 0001 20210607 0002
20210607 0003    

Музей школы № 436 «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый» получил почетное право стать членом Ассоциации военно-морских музеев МО РФ. Теперь значительно расширилась сфера профессионального общения и возрос потенциал музея: многие петербургские школьники узнают о «Гордом» и его подвиге. Также наш музей в очень скором времени ждет гостей из других городов, таких как Севастополь, Ростов, Балтийск.

III Ассоциация музеев военно морской направленности

 

стенд школы 436

коллегия

статья о школе 436 

 

 

ПРОРЫВ СКВОЗЬ СМЕРТЬ


30 августа 2021 года исполнилось 80 лет с момента завершения «Таллинского перехода» — операции по эвакуации Балтийского флота, 10-го стрелкового корпуса, других бойцов Красной армии, раненых и беженцев из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. Он явился завершением обороны эстонской столицы, проходившей с 23 июля по 27 августа. Таллин вместе обороняли русские и эстонцы, отряды моряков и народного ополчения.
В конце августа 1941 года отечественный военно-морской флот пережил один из самых трагических эпизодов в своей истории. Оценка его разнится, по сей день: кто-то сопоставляет его с Цусимой и видит в нём ошибки руководителей, кто-то считает примером огромного мужества и стойкости моряков.
К началу Великой Отечественной войны главной базой флота являлась столица Советской Эстонии — Таллин. К обороне этого города Красная армия не готовилась, поскольку он находился далеко от границы и появления у него противника советское командование не допускало. Но уже в первые недели войны положение частей Красной армии в Прибалтике стало крайне тяжёлым. 9 июля 1941 года передовые части немецкой группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, что в 60 километрах южнее Таллина. Наступление гитлеровцев удалось остановить, но угроза для Таллина сохранялась. Уже тогда командование флота выступило с предложением начать эвакуацию промышленных предприятий и кораблей. Но эта инициатива была отвергнута — советское верховное командование было уверено, что Таллин удастся удержать.
26 августа стало ясно, что Таллин не отстоять. Фашисты прорвали внешний оборонительный рубеж и стали пробиваться к Таллинскому порту. Только тогда было получено запоздалое разрешение от Ставки оставить Таллин. Эвакуация проводилась уже под обстрелом немецких батарей и ударов немецкой авиации.
Прорыв флота предполагалось совершить в следующем порядке: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Отряду главных сил ставилась задача прикрытия первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия — защищать второй и третий конвои от острова Кери до острова Вайндло. Арьергарду — прикрывать с тыла третий и четвёртый конвои. В составе четырёх конвоев находились 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения, а ещё 51 корабль и судно, участвующие в переходе. Отряд главных сил возглавлял новейший советский крейсер «Киров», на котором Таллин покидал не только командующий вице-адмирал Трибуц и всё руководство флота, но и члены правительства Эстонии. Кроме того, на «Кирове» вывозились ценности Госбанка Эстонской ССР.
Всего из Таллина в поход 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов. Общее число людей на кораблях флота оценивается от 25 до 42 тысяч человек. Помимо моряков и военнослужащих, из Таллина эвакуировалось более 10 000 гражданских лиц.
Боевые корабли, а также транспортники под непрерывным артиллерийским огнём, постоянным прицелом бомбардировщиков, вышли из Таллина и встали на внешнем рейде, однако не смогли продолжить движение из-за присутствующей на море штормовой погоды. Только во второй половине дня погода начала улучшаться, и корабли начали перестроение в боевой порядок. Эсминец «Гордый» находился в боевом охранении крейсера «Киров». В своей книге «Балтийцы вступают в бой» адмирал В.Ф. Трибуц, командовавший в годы войны Краснознаменным Балтийским флотом и находившийся в это время на крейсере «Киров», так описывает трагические события того времени:
«Около восьми часов вечера, шедшая строго в кильватер крейсеру подводная лодка «С-5» с командиром соединения капитаном I ранга Н.П. Египко на борту, взорвалась и в считанные секунды исчезла под водой.
Через короткое время новая беда в отряде главных сил: подорвался эскадренный миноносец «Гордый». Гитлеровские самолеты 26 раз атаковали эсминец, но он отбил все атаки. На корабле были уже убитые и раненые. В 20 часов 36 минут почти у самого борта взорвалась мина. Взрыв был такой силы, что все находящиеся на мостике упали. Часть механизмов вышла из строя, заклинило руль, и корабль повело влево. Вспыхнул пожар в котельном отделении, совало шлюпки, разошлись швы обшивки. Казалось, «Гордый» обречен на гибель.
Командир эсминца капитан 3 ранга Ефет в такой чрезвычайно сложной обстановке принял все меры для спасения корабля. Не желая рисковать всем экипажем, он приказал остаться на корабле командирам боевых частей, групп и батарей, всем артиллеристам, старшинам и санитарам, остальным перейти на подошедший тральщик.
На долю 45 оставшихся членов экипажа достались тяжелейшие испытания. Почти двое суток эти мужественные люди вели борьбу за жизнь корабля. Отражая не прекращавшиеся атаки самолетов врага, они расстреляли весь боеприпас. На «Гордый» было сброшено 267 бомб, но ни одна из них не достигла цели. Корабль спасли мужество и стойкость экипажа, и воля его командира».
К вечеру 29 августа корабли флота дошли до Кронштадта и были сосредоточены, в основном, в его гаванях и рейдах. Тяжелораненые сразу же были отправлены в госпиталь, среди них был комиссар «Гордого» Носиков П.С.
Погибших: старшего помощника командира корабля капитан-лейтенанта Красницкого Е.П., краснофлотцев – Меркушина В.Е., Немчикова П.А., Семенова В.В. похоронили с почестями в Кронштадте на гарнизонном кладбище.
«Прорыв сквозь смерть» - так вошла в историю эта военная операция. Таллинский прорыв по количеству жертв является крупнейшей трагедией русского флота.
В ходе Таллинского прорыва Балтийский флот потерял 19 боевых кораблей, включая 5 эсминцев и 2 подводные лодки, а также 18 транспортов и 25 вспомогательных судов.
Во время перехода на минах погибли следующие корабли: тральщики «Барометр» и «Краб», подводные лодки «Щ-301» и «С-5», эсминцы «Калинин», «Володарский», «Скорый», «Артём», «Яков Свердлов», сторожевые корабли «Циклон» и «Снег».
Данные о людских потерях весьма существенно расходятся. На мемориальной доске в память погибших участников Таллинского перехода указано 10 903 погибших. По данным исследователя Радия Зубкова, погибло 15 111 человек. Общее количество тех, кто добрался до Кронштадта, колеблется от 16 до 27 тысяч человек.

В то же время нужно признать, что в труднейших условиях командующему флотом удалось привести в Кронштадт большинство кораблей флота и спасти большинство людей. Приказ Гитлера о недопущении прорыва сил Балтийского флота из Таллина немецко-финским подразделениям выполнить не удалось. Несмотря на потери, Балтийский флот сохранил свою боеспособность.
Таллинский прорыв - это эвакуация из города в августе - сентябре 1941-го на кораблях и судах войск, оборонявших Таллин, части его гражданского населения, а также вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт корабельного боевого ядра флота. В ходе прорыва флоту пришлось преодолеть ожесточённое противодействие врага, понеся при этом большие потери в людях, кораблях и судах, но сумев доставить в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 64% людей и 72% кораблей и судов, вышедших из Таллина. Спасение 16 тысяч человек с погибших кораблей и судов и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11 тысяч спасённых - бессмерт¬ный подвиг моряков-балтийцев.

«Вспомним всех поименно!
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым.
Это нужно живым»

WUXw2RQgB 8

Из хроники событий: август 1941 года.


В зоне плотного минирования, куда корабли флота подошли к наступлению ночи, не проводилась предварительная разведка. В результате два тральщика подорвались на минах и затонули, ещё два были серьёзно повреждены. Корабли стали гибнуть один за одним. Подорвались на минах и пошли на дно эсминцы «Яков Свердлов» и «Скорый», эсминцы «Гордый» и «Славный» получили тяжёлые повреждения. Арьергард, следовавший вообще без тральщиков, понёс особенно тяжёлые потери.
Привет из 1941-го. Воспоминания участника Таллинского прорыва
«Началось действительно нечто страшное, многие по-разному встречали свою близкую смерть: на тонувших судах во время Таллинского прорыва некоторые люди сходили с ума, другие провозглашали здравицу Сталину, третьи — пели “Интернационал”, а некоторые прямо на глазах становились совершенно седыми, кто-то прощался с жизнью при помощи оружия, некоторые молили Всевышнего о спасении и т.д. Не знаю, наверное, было и такое, но что запомнилось мне, так это невообразимый хаос на палубе, где все, что могло скатываться и валиться, сыпалось сверху вниз, а люди хватались друг за друга и за все, за что можно было ухватиться, в надежде спастись. О тех, кто находился в трюмах (вечная им память!), а было их большинство, и подумать страшно: все они оказались в братской могиле на дне седой Балтики, а их родные получили впоследствии страшное жуткое казенное сообщение: “Погиб безвестно”».

 

 

 

 

 

Из истории музея школы

 

Сценарии и методические разработки

Сценарий мероприятия "Корабли моего детства" (ознакомиться)

Презентация проекта "Корабли моего детства" (ознакомиться)

Виртуальный рассказ "Гордый" и его экипаж в годы Великой Отечественной войны (Фёдор Тулин, 6а класс) (ознакомиться)

Виртуальный музей

В рамках участия в конкурсе дистанционных проектов "Я познаю мир" был реализован проект "Мирные дни и боевой путь эсминца «Гордый» и его экипажа". Работа была выполнена в формате виртуального музея.

Ознакомиться с проектом можно по адресу в сети интернет: https://sites.google.com/eu436spb.ru/museum